вход | регистрация | забыл пароль
подписаться на рассылку:

Ежегодная конференция по проблемам предоставления бесплатной правовой помощи

15.12.10 | Денис Кобзин
Некоторые выводы по результатам социологического исследования «Уровень использования правовых возможностей населением Украины: доступность и эффективность предоставляемых правовых услуг”
(Опрос населения в Луганской, Хмельницкой, Черниговской, Херсонской и Киевской областях, 2500 респондентов)

- Среди выявленных в ходе исследования проблем, требующих юридического вмешательства, с которыми сталкиваются люди в своих повседневных практиках, наиболее часто встречаемыми оказались: нарушение прав потребителей, конфликтные ситуации на работе, медицина и несправедливость в работе органов власти. Среди наименее часто встречаемых проблем были названы: дискриминация, решение вопросов с последствиями телесных повреждений и вопросы миграции.

- Респондентов пенсионного возраста волнуют в первую очередь вопросы оформления и получения льгот, а людей трудоспособного возраста беспокоят трудности, связанные с их трудовой деятельностью. Проблемы нарушения прав потребителя особенно актуальны в Херсонской, Луганской и Киевской областях, а конфликты на работе и при оформлении льгот наиболее чувствительны в Черниговской и Хмельницкой областях.

- Решение проблем, с которыми сталкиваются жители страны и требующие юридического вмешательства, имеет свою цену. Так, оценивая стоимость своей юридической проблемы, респонденты отметили потерянный доход в виде убытков, связанных с утратой рабочего времени или работой вообще, а также испорченной репутацией (37%). На втором месте по значимости идет утраты, связанные со здоровьем (24%). Это расходы на лечение, медицинские осмотры, анализы и т.д. Пятой части респондентов (20%) пришлось оплачивать проезд, связанный с решением возникших проблем. На профессиональные услуги специалистов потратились 15% респондентов, еще 14% опрошенных пришлось оплачивать пошлины в судах, получение справок и квитанций разного рода.

- Далеко не всем респондентам удалось решить свою проблему к моменту опроса. Несмотря на вложенные силы и средства, для 41% опрошенных проблемная ситуация так и осталась нерешенной, а для 7,5% респондентов ситуация даже ухудшилась. Те же, кто смог уладить возникшую проблему, сделали это в основном своими собственными силам (53%). На помощь ближайшего окружения смогли рассчитывать 13% опрошенных. А вот участие государственных, общественных и частных институтов в этом процессе сведено к минимуму. Это доказывает, что в большинстве проблемных ситуаций граждане Украины оказываются один на один с необходимостью их разрешения.

- Активная позиция респондентов в решении своих проблем выражается в выборе неофициальных способов - попытались самостоятельно договориться с другой стороной конфликта (57%) либо советовались с референтными группами своего окружения – друзьями, родственниками, знакомыми (35%). Менее популярно обращение в соответствующие государственные органы с жалобами и заявлениями (38%) и юридическая консультация (21%). Причем, чем меньше населенный пункт, где проживают респонденты, тем больше тех, кто пытался с помощью официальных структур разрешить свою проблемную ситуацию Активно участвовать в судебных заседаниях и разбирательствах решились только 9% респондентов.

- Мотивация активной позиции респондентов раскрывается следующими моментами: защита своих прав (43%), восстановление справедливость (42%), чувство самосохранения (23%), материальная компенсация (19,5%), защита собственности (19%) и семьи (14%), желание наказать виновного (5,6%).

- Сегодня не составляет особого труда получить юридическую консультацию. На это указывает то факт, что только 6% респондентов не смогли этого сделать. Среди основных причин были указаны: высокая стоимость (52%), отсутствие специалиста (24%), отсутствие возможности или желания специалиста или организация оказать помощь (13%). В то же время, при столкновении с трудностями люди обращаются за информацией о возможности получить юридическую поддержку, прежде всего, к близкому кругу – друзьям, родственникам, коллегам (74%). На предыдущий опыт полагаются 17% респондентов. И только после этого люди обращают внимание на более широкие каналы информации – реклама (8%), Интернет (7%), СМИ (5%).

- Средняя стоимость юридической консультации сегодня колеблется в размерах 50 - 100 грн. Несмотря на то, что дороговизна юридических услуг является главным барьером в доступе людей к правосудию, эта сумма большинством респондентов оценивается как приемлемая.

- Формы юридической помощи, которую получали респонденты из различных источников, можно объединить в три основных группы: помощь в ориентировании клиента относительно объектов и субъектов проблемной ситуации (куда и к кому пойти, что говорить или делать); оформление необходимых документов; посреднические услуги и представительство интересов клиента в официальных или неофициальных кругах. Однако, в ходе исследования было выявлено, что не существует прямой связи между получением юридической помощи и решением проблемы. Среди респондентов, получавших юридические услуги, практически поровну тех, кто решил и не решил свои проблемы. А вот среди респондентов, не получавших и даже не желавших по тем или иным причинам получить юридическую помощь вообще, 63% тех, кто все же смог решить свои проблемы другими способами.

- В ходе исследования было выявлено что, несмотря на важность юридической проблемы для респондента, существенная часть опрошенных (41,4 %) отказались предпринимать какие-либо действия для ее решения. Среди ключевых причин бездействия можно выделить: личное восприятие, основанное на негативной информации и опыте; неверие в собственные силы и стремление сохранить ресурсы (как материальные, так и психологический) в сочетании с убеждением, что проблемы проще решить самостоятельно, договорившись с другой стороной, чем с помощью государственных органов.

- В ходе исследования были выявлены барьеры, которые приводят к недоступности правовой помощи и информации. Часто, наличие этих барьеров обусловлено такими факторами, как место проживания (тип населенного пункта), возраст, материальное положение. Среди наиболее распространенных барьеров на этапе принятия решения о необходимости решения проблемы можно выделить бюрократический барьер и барьер разочарования в системе, а также эмоциональный. В отдельных сферах значительную роль играют также материальный, временной и информационный барьеры. На этапе обращения пострадавшего в те или иные учреждения правовой помощи барьеров становится еще больше. Здесь ярко выражаются барьеры бюрократизма и коррупции, материальный, информационный, барьер эффективности правовой помощи, барьер подконтрольности, барьер вторичной виктимизации, специальных юридических знаний. И, наконец, на последней стадии (решение дела в суде) на первый план выходят бюрократический и коррупционный барьер (только около 7% населения полностью могут быть уверены в справедливом решении дела в суде); материальные издержки (оплата услуг адвоката); эмоциональный барьер (трата нервов в процессе судебных тяжб); барьер языка судопроизводства и др. Однако, основным барьером на пути решения проблем является отсутствие веры в то, что можно что-то изменить. Это приводит к бессилию людей перед юридическими проблемами и обусловлено низкой эффективностью правовой системы, ее бюрократизмом, коррумпированностью, предвзятостью к простым людям, затягиванием процедур и т.д.

- Результаты опроса показывают, что наиболее эффективный, по мнению респондентов, метод решения юридических проблем – это добиваться решения через суд. На это указали 33, 4 % опрошенных. В то же время, следует отметить, что мнение о работе судов у украинцев весьма противоречивое. Жители Украины не доверяют судам, хотя считают, что использование суда – эффективно. Исследование выявило существенный скепсис, в отношении этого института, накопившийся в обществе. Так, 42, 8 % опрошенных не верят, что суд вынес бы справедливое решение в отношении них, а 44, 8 % не считают, что суды играют важную роль в защите прав граждан Украины. 83, 3 % респондентов считают, что на решение судов влияет достаток и богатые всегда будут иметь преимущество. В некотором роде эти данные дополняются тем, что в качестве наиболее распространенного в Украине метода решения юридических проблем опрошенные выделили действия в обход закона (взятки, угрозы, связи). На распространенность этого метода указали 42,6 % опрошенных. Отдельно стоит отметить, что наименее распространенными и эффективными являются, по мнению респондентов, обращения в государственные организации. Так, решение юридической проблемы при помощи государственных учреждений эффективным признали 11 % опрошенных, а о его распространении говорят менее 7 %.