К чему все это? К вопросу о реформировании украинской милиции

Есть три разновидности лжи:

ложь, гнусная ложь и статистика

 (Бенджамин Дизраэли)

Прошедшая неделя ознаменовалась двумя событиями, связанными с украинской милицией – на всех уровнях обсуждались вопросы ее реформирования. В среду это были специальные парламентские слушания, а в пятницу – эфир программы Шустер.LIVE. Для придания парламентским слушаниям «объективности» были приглашены представители общественности, существенно разбавленные работниками органов внутренних дел (заместители начальников управлений всех областей, представители милицейских профсоюзов, преподаватели и адъюнкты милицейских ВУЗов – более сотни человек). На всякий случай их проинструктировали когда смеяться и кричать «Ганьба!», а когда хлопать. Однако инструкции оказались лишними – даже Литвин отметил, что парламентские слушания прошли в управляемом режиме. Причем настолько, что слово получили всего двое представителей общественных организаций. Остальные выступления (если не относится серьезно к клоунаде депутата Олега Ляшко) можно резюмировать несложным тезисом – «голодная милиция неплохо справляется».  Немного менее управляемо прошел эфир у Савика Шустера – тот подложил Министру изрядную свинью, устроив телемост с избитыми жителями села Семиполки[1]. Однако и тут все быстро вошло в русло управляемости – Министр снисходительно улыбался, слушая жалобы на избиения, позволил себе саркастический тон в ответе и всем видом показал, что люди наговаривают на милицию.

Так или иначе – это были крупные медийные события, за которыми следили миллионы украинцев и от этого они выглядят тем более странно. В первую очередь, от них остается двойственное ощущение – практически каждый тезис, сказанный Министром и остальными выступающими, сразу же входит в противоречие со сказанным ими же чуть позднее. Например, почти все выступающие сказали, что «милиция неплохо справляется» и тут же заявили, что «милицию нужно реформировать». Большинство выступающих на парламентских слушаниях указали, что «милицию не может реформировать сама милиция», и тут же в разных формах заявили, что  «непрофессионалы», а это как я понимаю, те, кто не работал или не работает в милиции, «не могут указывать, как реформировать». Ключевым тезисом, прозвучавшим и на слушаниях и в телеэфире, был: «денег в милиции не хватает, утройте бюджет». Это сразу же вошло в противоречие с тем, на каких машинах уехали от Верховной Рады Министр и его подчиненные. Министр не устает говорить о том, что нужно начать оценивать деятельность милиции при помощи изучения общественного мнения и тут же полностью игнорирует  или подвергает критике, сказанное ему простыми людьми или выявленное в ходе социологических опросов.

Помимо головной боли, вызванной попыткой понять, что происходит, остается вопрос – «К чему все это?». Если Министерство внутренних дел, курирующие его депутаты Верховной Рады, Президент не готовы к реформированию; не готовы к негативной обратной связи от населения, то зачем городить огород? К чему эта имитация желания что-либо изменить? Неужели просто подготовка перед тем, как просить увеличения бюджета? Так его вроде и так увеличили уже. И каждый год увеличивают. Это помогает?

Справедливости ради, стоит отметить, что этот Министр не первый (и видимо не последний), кто говорит – дайте больше денег на зарплаты, на обмундирование, оружие, бензин, подготовку. Как и этот Министр, каждый предыдущий не желал реально сокращать численность МВД, пугая нас повышением уровня преступности и многомиллионными выплатами уволившимся. Похоже, что мы в заложниках и нам предлагают откупиться. От этого страшно, так как уже более десятилетия в стране все больше разрастается преступность милицейская. Кого, скажите, арестовали за продажу наркотиков?[2] Кто торговал оружием (которого так не хватает, возможно, в этом ответ)?[3] Кто избил и ограбил прохожего?[4] Кто изнасиловал женщину?[5]

Министр тоже знает об этом и даже говорит, что он готов встать на колени перед тем, кто назовет причины этих явлений. Становится не надо – они уже названы – их назвали жители Украины и сами милиционеры[6]. И финансирование там далеко не на первом месте. Похоже, что его подчиненные и обычные граждане, понимают, что стоит начать с реальных сокращений, а не сокращений некомплекта. Высвободим немного ресурсов на нужды и сократим дармоедов, торговцев оружием и наркотиками.

Особенно умилило то, что Министр и как минимум еще двое выступавших на парламентских слушаниях, сослались на Щелокова. Приводилась цитата о том, что «голодный милиционер опасен для общества». Вы вообще понимаете, кого вы цитируете? Щелокова?[7] Наверное, стоит напомнить окончание его биографии. Хотя, в принципе выбор цитируемого о чем – то даже говорит..

Еще один важный момент – Министр кривит душой, когда говорит, что нет процента раскрываемости. Это опровергает даже его собственный документ. Так, Приказ МВД Украины № 499 от 25.03.2011 «О привлечении к дисциплинарной отвественности» показывает, что Министр продолжает оценивать работу сотрудников ОВД исключительно по старой системе показателей. Вот несколько цитат, позволяющих понять, насколько честен Министр, когда говорит о том, что от показателей отказались:

 «У 2010 році на 1,4 % зменшилося викриття збутів наркотиків…»

 «Відсоток заарештованих за збут наркозлочинців складав лише 40,5% при загальнодержавному 65,6%»

«У наркозлочинців на 98,9% менше вилучено майна, готівки, цінних паперів та на 78,4 % менше накладено арештів на майно злочинців. У середньому в одного збувача наркотиків вилучається коштів та накладається арешт на майно на суму 2,3 тис. грн. При цьому загальнодержавний показник складає 12,4 тис. грн.»

«У січні цього року в області викрито лише 9 наркозбувачів проти 15 торік».

Похоже, что говорить «правильные вещи» с экрана – просто стратегия, направленная на наивного слушателя. Так сказать успокоить общество. Именно поэтому, складывается впечатление, что в этом вообще главный посыл парламентских слушаний и телеэфиров – успокойтесь, мы будем реформировать милицию. И уже подтекстом – добавляется «будем реформировать сами», «не надо нам указывать, мы профессионалы, а вы – нет», «мы решим, кто нарушал ваши права, а кто нет», «если кто-то нарушил – мы сами его накажем. Вам об этом знать необязательно».

Министр  скептичен к тому, что говорят живые люди в эфире и не скрывает этого. Он с удовольствием отсылает их к неработающей системе жалоб, прекрасно зная, что жалобы будет разбирать начальник  отдела, который часто имеет непосредственное отношение к нарушениям. Ну, или прокурор, получив жалобу, поручит расследование самой же милиции. В любом случае сон и  покой Министра не будут нарушены. Жалуетесь на милицию? Да вы сами все бандиты значит. Заявления писали, и расследования ничего не подтвердили? Ну, значит, врете вы все. Вот она позиция. А потом с тем же запалом – мы должны и будем опираться на мнение населения в оценке деятельности милиции. Что-то не сходится.

Но зачем тогда корчить из себя реформаторов? И неужели Министр не понимает, что это только усиливает и без того катастрофическое разделение между обществом и милицией на «мы» и «они»? Ведь люди милиции платят тем же. Милиционер сегодня не может рассчитывать на помощь граждан, он почти в вакууме. Общественных формирований – нет, понятых или свидетелей не найдешь. Когда такое было, чтобы всем селом собирали деньги на помощь убийце милиционера? Неужели так и должно быть? Пропасть растет. И виноваты в этом не простые люди. И даже не простые милиционеры. Виноваты в этом Министры, депутаты, Президенты.

Я согласен тезисом, что милиция – это отображение общества. Зачастую – это обычные люди, им мало платят и заставляют много работать. Поэтому часть из них чувствует обиду, и считает, что  за эти деньги они не только не должны работать, а даже должны немножечко вредить. Так, может, начнем их потихоньку сокращать? Или чуть жестче наказывать? Или сделаем что-то, чтобы сократился тот невероятный разрыв между милицейскими начальниками и рядовыми сотрудниками? Разрыв в пенсиях, в оплате труда, в степени ответственности? Потому что неприятно бросается в глаза, когда Министр и его замы плачутся о рядовом милиционере, а сами крутят в руках дорогие телефоны, бряцают дорогими часами и ключами от дорогих машин. Конечно, это подарки. Ведь все так ценят милицейское начальство и особенно его честность и неподкупность, что обязательно стремятся что-нибудь подарить. В это время, рядовые сотрудники вынуждены работать сверхурочно, раскрыть преступление «любой ценой», той же ценой обеспечить показатель, им не дают отпуск, им «доводят» план по сбору денег. Каждый новый Министр просит больше средств, оправдывая это необходимостью накормить, одеть и обуть простых  работников. Но получив эти деньги, тратит их на дорогие машины, шикарные ремонты. А рядовой милиционер так и продолжает стоять в очереди на квартиру, покупать себе форму и работать сверхурочно[8]. Более того, его еще постоянно заставляют сдавать  деньги  или подписывать ведомственную газетку. И ведь это все знают. Не только потому, что из-за текучки в последние 15 лет в милиции поработали десятки тысяч людей, но и потому, что этого никто особенно не скрывает.

Теперь о насилии в милиции. Министр говорит, – «у нас несколько десятков дел, а у тут сотни тысяч пострадавших в результатах исследований». Цифры, как считает он, соответственно, взяты с потолка. Министр улыбается и смеется над этим – хороший сигнал для всех, кто вышел покурить после того как прессовал подозреваемого. Уверен, что сам отчет[9] ни он, ни его подчиненные не читали. Поэтому откуда им знать, что в ходе исследования ежегодно опрашивается 3000 человек в 5 регионах Украины, а кроме этого интервьюируются работники милиции, судов, прокуратуры, обычные заключенные и заключенные – бывшие работники милиции. Цифры, приведенные в исследовании – оценочные, они помогают оценить масштаб явления, путем экстраполяции выявленных в ходе исследования случаев на все население Украины. Поэтому смешно прозвучало, когда Министр возжелал услышать эти тысячи фамилий людей, которые, по оценкам исследования, были подвергнуты незаконному насилию в милиции. Это, извините, то же самое, что желать услышать после экзит – полов поименно всех, кто голосовал за того или иного кандидата. Странно для чиновника, который в течение года много говорит о желании включить в оценку деятельности милиции опросы общественного мнения. В этих опросах тоже будут поименно выискивать всех недовольных ?

Между прочим, методика исследования разрабатывалась в самом МВД, в стенах Харьковского Национального университета внутренних дел с конца 90-х, и была впервые применена еще в 2003 году. С 1997 в Университете внутренних дел существовала группа ученых под руководством доктора социологических наук, профессора Соболева В. А. (ныне, к сожалению, покойного), которая постоянно занималась изучением причин нарушений, совершаемых работниками милиции; оценкой масштабов нарушений и изучением мнения экспертов и международного опыта по преодолению этих явлений. Это направление работы всегда считалось одним из приоритетных и курировалось руководством. На эту тему защищались кандидатские и докторские диссертации. И это не случайность и не злой умысел, что именно ученые милицейского ВУЗа стояли у истоков таких исследований. Потому, что предшественников Министра очень интересовал реальный масштаб нарушений дисциплины и законности в органах внутренних дел. Как для Кравченко, Смирнова,  Белоконя, так и для Цушко и Луценко такие исследования представляли огромный интерес. Поэтому, кстати, когда Министр говорит о том, что профильная наука в ВУЗах системы МВД – это профанация, он, простите, не владеет вопросом.

В качестве главного контраргумента приводятся цифры статистики МВД. Несколько десятков возбужденных уголовных дел, несколько тысяч жалоб граждан. Вы верите статистике МВД? Ну, давайте немного поговорим о точности этой статистики. Начнем издалека – Министр говорит, что за последние полтора десятка лет общество изменилось, а милиция осталась той же. Нет уж, позвольте, милиция той же не осталась. Кадровая текучка за эти пятнадцать лет достигла таких масштабов, что был сильно растерян профессиональный слой. Но, как, ни странно, цифры свидетельствуют о другом. Если мы посмотрим статистические таблицы Министерства внутренних дел, то будем приятно удивлены, тем как много работы сделано и как мало нарушений допущено. Как же так? А все просто – теряя профессионалов в сфере профилактики и расследования преступлений, Министерство на протяжении последних 20 лет воспитало профессионалов в области фальсификации статистических данных. Не нравится статистика нарушений допущенных работниками милиции? Не вопрос, увольняем нарушивших вчерашним днем и получается, что это уже не работники милиции совершили преступления в милицейских кабинетах, в милицейском транспорте. Или вот избили человека в управлении, а когда стал умирать – вынесли и бросили на скамейке[10]. Какая же это смерть в милиции? Это гражданин, простите, в парке умер. В течение недели двое подозреваемых выпадают из окна одного и того же райотдела[11]. Самоубийства. И так по любому показателю. Если бы этот Министр, как его предшественник, пришел в кабинет не из системы, можно было бы поверить, что он заблуждается. Но это не так, а значит – он знает и все понимает. Просто не хочет видеть реальную картину.

Но не только Министр и его подчиненные не верят в масштаб цифр. Прокуроры, многие депутаты, даже журналисты – тоже. В качестве аргументов приводятся доводы, что цифры не соотносятся с количеством задержаний. А официально избитых никогда не задерживали, их просто не стали регистрировать, либо вообще не возили в орган внутренних дел. Другой аргумент – это не соотносится с масштабом жалоб и обращений. Большинство и не жаловались – перед тем как их пинком выпроводили, их заставили подписать бумагу о том, что они претензий не имеют. Третий аргумент – нет такого количества медицинских заключений о побоях, полученных в милиции. А знаете, кто у нас выдает направление на освидетельствование? Правильно, милиция и прокуратура. Конечно масштаб официальной статистики не тот. Система работает против человека, и пока об этом молчат, она человека побеждает. Но самое важное, что дают такие исследования – не масштаб. В конце концов, после нескольких лет повторения уже любые цифры будут восприниматься без эмоций. Важнее выявленные механизмы и причины, которые позволяют делать незаконное насилие в милиции крайне латентным и безнаказанным. А главное, что многие из них можно устранить без дополнительного финансирования. Может Министру стоит отвлечься от финансовых расчетов и об этом подумать?

Подводя итог, хочется заметить – общество не против милиции. Исследование, проведенное в 2010 году, показало, что практически каждый пятый опрошенный в г. Харькове был готов оказать любую помощь милиционеру[12]. Более того, бюджет милиции действительно должен расти. Труд работника органов внутренних дел должен уважаться и он сам должен быть сытым, обутым, одетым, профессионально подготовленным и жить в своей квартире. Если он честен и профессионален, – он будет уважаем и будет уважать других. Но если думать, что для реформирование милиции можно долго говорить правильные вещи, потом переименовать ее в полицию, увеличить денежные вливания, купить новые авто и прочесть небольшую лекцию по правам человека в день служебной подготовки, то мы на пути в никуда.


[1]http://vikna.stb.ua/news/2011/9/16/74741/

http://zn.ua/POLITICS/za_odnogo_ubitogo__desyat_bityh-88002.html

 

[2]http://www.acab.in.ua/?p=362

[3]http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/17/6593880/

[4]http://ukranews.com/uk/news/ukraine/2011/05/04/42797

[5]http://www.newsmarket.com.ua/2011/05/u-harkovi-zaareshtuvali-militsionera-yakiy-zgvaltuvav-zhinku/

[6]http://khisr.kharkov.ua/index.php?id=1296465173

[7]http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[8]http://khisr.kharkov.ua/index.php?id=1289382714

[9]http://khisr.kharkov.ua/index.php?id=1296465173

[10]http://www.segodnya.ua/news/14238442.html

[11]http://www.sq.com.ua/rus/news/proisshestviya/22.01.2011/iz_okna_lozovskogo_rajotdela_milicii_vyprygnula_zhenschina/

[12]http://khisr.kharkov.ua/index.php?id=1291897441

Залишити відповідь

testimonial-bg

Контактна інформація

Напишіть нам

Ви можете зв'язатись з нами за допомогою наступної форми

[email protected]
+38 (097) 104 38 02
+38 (099) 197 20 30